Определение, анализ и сегментация ЦА
Знать, как исследовать и сегментировать рынок не обязательно. Многим так кажется, и многие этого не делают. Открыть свой бизнес ведь можно и без этого. И я согласен – открыть бизнес без исследования и сегментирования рынка можно. А вот долго держать свой бизнес на плаву – вряд ли. Удается это только тем предпринимателям, которым очень повезло. А в бизнесе не стоит опираться на везении, помните.

Поэтому давайте разберемся, как же все-таки исследовать и сегментировать рынок? Причем, говорить будем не о научном, а о насущном. То, что написано в учебниках, читайте в учебниках :-). Там нередко это выглядит достаточно сложно. А у нас наоборот все будет проще, более практично и наглядно. Такую перед собой ставим цель :-).
Как исследовать рынок и сегментировать рынок, или что нужно сделать перед тем, как запустить бизнес?
Пусть в заголовке стоит вопрос «как исследовать рынок», считаю, что «как» – не самое главное. Важнее, сделать это! Любым способом. В учебниках по бизнесу и маркетингу чаще всего упоминаются такие способы, как наблюдение, опросы, эксперименты и пр. Но это учебники, а мы с вами – практики :-). При этом я не хочу сказать, что это плохо, конечно.
Главное для начинающего предпринимателя – иметь представление о рынке, на который вы собираетесь выйти. Как вы его получите – совершенно неважно. Но оно должно быть настоящим и максимально реальным и объективным. Вымышленный и основанный на сплошных предположениях «анализ рынка» – это для галочки в вашем бизнес-плане и никакого практического применения ему нет. Вы просто не можете выходить на рынок и предлагать товар или услугу, вообще не понимая, кому они нужны, какой на них спрос, кто конкуренты, как они привлекают клиентов и т. п. Это быстрейший путь разорения бизнеса.
Поэтому соберите информацию. Спрашивайте, интересуйтесь, смотрите вокруг. Это и есть исследование рынка. Сходите до ближайшего будущего конкурента (и не только ближайшего, лучше посетить несколько), постойте пару часов – посмотрите, сколько человек заходит, сколько покупает, что чаще всего покупают, сколько сотрудников работает, есть ли и какая реклама и пр. Попытайтесь понять, что общего для всех покупателей, почему они здесь покупают и т. п. И не забудьте все записывать.
Еще лучше зайдите, поговорите с продавцом или с владельцем – может, поделятся информацией. Если удастся, спросите, какая наценка на товары, какая сумма потребуется на старте, какие продажи, какие организационные и управленческие трудозатраты.
Поищите в интернете сайты ваших будущих конкурентов, что они предлагают, дают ли рекламу, какие у них ассортимент и цены, какой сайт (с точки зрения потребителя) и пр. Позвоните им, задайте интересующие вас вопросы. Зайдите в сервис wordstat.yandex.ru и проверьте, насколько востребована ваша услуга или продукт. Особенно, если ваш бизнес будет представлен в Интернете (конечно, будет, а как же :-)). О том, как анализировать конкурентов, есть отдельная статья. Рекомендую!
В итоге у вас должно быть пусть не полное (это требует много времени и денег, но, если они у вас есть, можете заказать исследование рынка у специализированных компаниях), но реальное представление о рынке, на котором ваш бизнес вот-вот начнет работать. И только после этого вы будете создавать свое УТП и планировать выход вашего бизнеса на рынке.
Сегментировать рынок, или кто ваша ЦА?
Итак, вы поняли (насколько это возможно на данном этапе), как работают конкуренты и как функционирует рынок (или интересующая вас часть его) в вашей отрасли. Вам еще важно понять, кому вы будете продавать свои услуги и/или товары? Кто они – ваши потенциальные клиенты? Дайте как можно более конкретный ответ на этот вопрос. Поймите, продавать всем или кому получится – не очень хорошо. Вы должны знать, КОМУ вы предлагаете свои услуги/товары.
Вернусь к учебникам. Там говорится, что сегмент рынка – это группа потребителей, сформированная по определенным признакам (также говорится о товарных и конкурентных сегментах, но мы не по учебникам, как вы знаете :-)).
Первая категория признаков, по которым формируются группы потребителей, могут быть демографические, социально-экономические, географические и т. д. Я люблю называть эту категорию – «признаки влияния». Потому что они во многом формируют другую категорию признаков –«признаки поведения».
Что такое «признаки поведения»? Это причины, из-за которых потребитель покупает те или иные услуги или товары. Т.е. кто-то выбирает определенный товар по его внешнему виду, кто-то по цене, кто-то следит за трендами, для кого-то важнее всего надежность и качество товара, для кого-то практичность использования… и т. д.
Соответственно, предложить все это в одном продукте практически невозможно. Именно поэтому вам нужно определить свою целевую аудиторию, т. е. какой из этих групп вы будете предлагать свои услуги и товары. Качественно и дешево не бывает. Понимаете, да? Либо вы продаете качественные товары или оказываете качественные услуги, и предлагаете их одной группе потребителей, либо наоборот. Это позиционирование – об этом мы еще поговорим. Поймите, если вы будете продавать один и тот же товар всем подряд, то продадите его меньше всего. Как ни странно. Поэтому выберите свою ЦА и работайте с ней.
Исследовать и сегментировать рынок не так сложно, согласитесь. А, значит, и начать свое дело не так сложно :-).
Еще поизучать
Услуги:
Комплексный маркетинг
ОТ 25 ТЫС. РУБПродвижение сайта
ОТ 15 ТЫС. РУБСоздание сайтов
ОТ 20 ТЫС. РУБКонтекстная реклама
ОТ 15 ТЫС. РУБИндивидуальные консультации
ОТ 10 ТЫС. РУББизнес концепции
ОТ 10 ТЫС. РУБ