Как управлять и как работать с клиентами
Как вести бизнес:
- Как управлять бизнесом
- Как управлять и как работать с клиентами
- Как управлять сотрудниками
- Риски в малом бизнесе и как ими управлять
С клиентами надо работать хорошо :-). Чтобы они к вам возвращались снова и снова. Хотите ведь, правда? Но ладно, это просто банальная истина. Давайте о том, как это сделать на самом деле.

Как управлять и как работать с клиентами
Ваша работа с клиентами начинается раньше, чем вы думаете. Еще до того, как они к вам обратились. И для того, чтобы грамотно выстроит работу с клиентами, придется выстроить весь клиентский путь и пройти через несколько этапов.
Вот они:
1. Кто ваш клиент?
- Анализ целевой аудитории;
- Сегментация целевой аудитории;
- Потребность и аватар клиента.
2. Какими путями клиент проходит?
- Проработка воронок продаж;
- Выстраивание схемы воронок.
3. Как вы обрабатываете заявки и заказы?
- Система сбора и учета клиентских заявок;
- Проработка лид-менеджмента (обработки клиентских заявок).
4. Как вы продаете (заключаете сделки)?
- Переговоры и процесс продажи;
- Заключение сделок (в т. ч. документальное).
5. Как вы выполняете обязательства?
- Выполнение работ по услугам;
- Продажа товаров.
6. Как взаимодействуете с клиентами?
- Договоренности и обязательства;
- Коммуникации и связь;
- Юридические вопросы: документы, договоры, соглашения, оферта;
- Система документооборота.
7. Как обслуживаете клиентов?
- Регламент обслуживания клиентов;
- Ред политика;
- Правила общения.
8. Что вы делаете дальше?
- Ведение клиентской базы;
- Работа с клиентской базой.
Пройдемся по каждому из пунктов.
Кто ваш клиент?
Логично и понятно, что вы должны знать, кто ваш клиент, чтобы выстраивать с ним долгосрочные и взаимовыгодные отношения. Клиенты (они же люди :-)) – разные. И только зная их потребности, вы сможете строит такую систему взаимоотношений, которая и их будет удовлетворят, и вам приносит прибыль.
Но, конечно же, речь не о том, чтобы знать каждого в лицо, хотя это было бы неплохо:-). Главное, проанализировать свою целевую аудиторию и сегментировать ее: выделить группы потенциальных клиентов, схожие по запросам, требованиям и критериям. Еще лучше, если проработать несколько типичных представителей целевой группы, т. н. аватаров или профилей типичного клиента.
Это особенно важно на этапе маркетинговой проработки еще, о чем мы уже говорили. Но для построения системы управления клиентскими взаимоотношениями это тоже важно. Очевидно ведь?
Какими путями клиент проходит
Не менее важно понимать путь клиента от первой точки контакта с вами до совершения покупки. Если покупка будет :-). Кстати, как раз если вы эти пути проанализируете, и вероятность покупки будет выше.
Существует ведь «воронка продаж». Или воронки – их может быть несколько. Понимая движение потенциальных покупателей по этим воронкам и связь между всеми этими воронками, вы абсолютно точно сможете лучше выстроить работу с клиентами. И даже не только работу с клиентами, а вообще бизнес и особенно маркетинг, но а работу с клиентами как бонус :-).
Как вы обрабатываете заявки и заказы
У Вас в бизнесе должен быть выстроен единый порядок обработки заявок и обращений клиентов (лид-менеджмент). Каждый лид (обращение или заявка с сайта, по телефону, в мессенджере, на почту) должен попадать в единую систему сбора данных, для того чтобы ими дальше можно было легко управлять.
Есть готовые онлайн решения CRM (client relationship management), и я рекомендую вам воспользоваться ими. Но если у вас есть иное решение, которые вам подходить больше, вплоть до «руками в excel» – пожалуйста :-).
Главное, выстроить эту систему ведения учета заявок!
Также вы должны разработать алгоритмы или регламенты общения с клиентами для разных каналов связи (тех, по которым вы получаете лидов, естественно). Можно разработать готовые речевки, скрипты продаж. Но я, если честно, против таких скриптов. Больше верю не в готовые скрипты, а в структуру этих скриптов, в схему разговора. Я против того, чтобы «от А до Я» расписывать менеджеру, что он должен сказать — это же видно, клиент думает, что разговаривает с роботом порой :-).
Стоит просто расписать структуру и возможные сценарии разговора с подсказками, как реагировать в той или иной ситуации. Плюс, отдельно могут быть ответы на типичные возражения. И еще найти грамотного менеджера, который с этим справится:-). Это, конечно, сложнее, чем просто прочитать с бумажки, но мы же говорим о построении системы клиентских взаимоотношений — а клиенты хотят иметь дело с людьми, а не с полу роботами :-).
Вот неполный список того, что я рекомендую подготовить для грамотного лид-менеджмента:
- чек-лист и инструкция по работе в CRM;
- скрипт входящего звонка;
- скрипт первого исходящего звонка (после обращения);
- скрипт контрольного звонка (после отправки предложения);
- скрипт контрольного звонка (после рассмотрения предложения);
- шаблон и содержание первого письма;
- шаблон контрольного письма (после отправки предложения);
- шаблон, содержание и оформление коммерческого предложения;
- шаблон, содержание и оформление презентации услуг или каталога товаров;
- другие материалы: презентации, КП, медиакиты (бумажный вид);
- образец брифа для заполнения клиентом (в некоторых видах бизнеса);
- алгоритм проведения бесплатной первичной услуги (расчет, замер, прогноз, диагностика и т. п.);
- ваши варианты (для каждого бизнеса будет свой набор, естественно).
Как вы продаете (заключаете сделки)
Тут уже, конечно, на первый план выходить мастерство ваших менеджеров по продажам или вас самих :-). Но, конечно же, еще и качество продукции, привлекательность предложения и условия работы, цена, репутация компании и т. д. Но это все понятно ведь, правда?
То, о чем мы здесь с вами говорим, это больше о том, что в любом случае нужно процесс продажи систематизировать, выработать единый алгоритм работы (но гибкий, конечно). Процесс продажи нередко сложно разделить от процесса обработки заявок (иногда и вообще неразделимые это дела), так что стоит их рассматривать в связке и разработать единый регламент для двух этих этапов.
Но это все лирика, главное — понимание, что процесс продажи клиентам вашей продукции должен быть систематизирован и, тем самым, более контролируем и эффективен.
Также тут стоит предусмотреть юридическую сторону вопросов и иметь шаблоны договоров и прочих необходимых соглашений.
Читайте также
Как вы выполняете обязательства
Тут речь о том, что вы делаете после продажи. Иногда это просто упаковать и отправить почтой товар, иногда оказать услуги, которые могут длится несколько месяцев. Для таких случаев мы с вами обсуждали «процесс производства» в статье про организацию работы в компании, рекомендую прочитать(ссылка откроется в новой вкладке).
Как бы то ни было, у вас в бизнесе это должно быть регламентировано, а не пущено на поток, чтобы не было «как кто смог, так и сделал»…
Как взаимодействуете с клиентами
До, во время и после сделки вы с клиентом как-то будете взаимодействовать, правильно? 🙂 Это касается таких моментов:
- Договоренности и обязательства (сроки, очередность, контактные лица);
- Коммуникации и связь (где, как, когда);
- Юридические вопросы: документы, договоры, соглашения, оферта;
- Система документооборота (обмен документами).
Неплохо, если у вас все это уже будет на вооружение. Правда, тут еще нужно будет отталкиваться от клиента, что им удобно и какие предпочтения, но это как раз предмет договоренностей.
Как обслуживаете клиентов
Обслуживание клиентов подразумевает работу как во время выполнения работ по сделке, так и после этого (при оказании долгосрочных услуг, абонентских договоров, в рамках гарантийного или пост гарантийного срока и т. д.). И выполнять эту работу нужно хорошо, чтобы клиенты и оставались вашими клиентами. Вы же знаете, что привлечение нового клиента в разы дороже удержание старого, правда?
И как обычно, ничего нового не скажу :-). Распишите, как это должно происходить. Продумайте алгоритм, создайте регламент.
Что делать дальше
Во-первых, клиентской базой нужно дорожить, ее надо собирать и хранить. Пусть она у вас всегда будет — никогда не знаете, когда можно будет ее активировать. Выпустите новый продукт, допустим, и предложите его всем старым клиентам.
Но лучше с ней работать. Не с документом, в котором список клиентов, а с людьми из списка :-). Есть несколько способов, как вы можете поддерживать связь и их интерес к вашей продукции, после того как предыдущая сделка полностью завершена. Особенно, если ваш бизнес работает с продукцией ежедневного (или частого) использования. Но и не только, можно практически всем! Используйте e-mail маркетинг (не путайте с обычным почтовым спамом!), социальные сети, возможно выделенную платформу поддержки клиентов и удерживайте их интерес к вам. Это, конечно, работа большая, но не больше чем привлечение новых клиентов, уж согласитесь :-).
Управление работой с клиентами — подытожим
Просто все нужно систематизировать, регламентировать и внедрять. Вся суть в этом. Управление клиентскими отношениями тоже. Это большая работа, но вы же хотите бизнес построить – что ожидали? 🙂
Еще поизучать
Услуги:
Комплексный маркетинг
ОТ 25 ТЫС. РУБПродвижение сайта
ОТ 15 ТЫС. РУБСоздание сайтов
ОТ 20 ТЫС. РУБКонтекстная реклама
ОТ 15 ТЫС. РУБИндивидуальные консультации
ОТ 10 ТЫС. РУББизнес концепции
ОТ 10 ТЫС. РУБ