SEO будущего — какое оно?

Для каких проектов SEO не подходит, и как SEO компании сливают ваш бюджет

Меня зовут Ивчевски Игор.

Я специалист по «pre-click» маркетингу в Интернете❗
Автор курсов по SEO и продвижению сайтов и системному интернет-маркетингу ✅

(и да, имя без мягкого знака, это не ошибка, если что :-)).

Занимаюсь интернет-маркетингом и поисковым продвижением сайтов 9 лет.
Прямо сейчас вместе с командой продвигаю более 30 сайтов. За время работы продвинул более 150 сайтов разных тематик и направленности.

Итак, переходим к делу — смотрите видео или читайте текст ниже.

Как SEO изменилось, и что делать сейчас, чтобы остаться на плаву завтра?

SEO умерло?

Нет, друзья, нет. SEO живее, чем когда-либо, это 100%!
Начнем с простого определения SEO (или даже банально перевод этой аббревиатуры с английского — search engine optimization) — оптимизация под поисковые системы или, для более точного понимания, оптимизация сайта под требования поисковых систем. А оптимизация сайта (а это, если хотите, улучшение и развитие сайта) не может просто “умереть, закончиться”. Никогда.

Другое дело, что изменились сами требования поисковых систем — они на несколько порядков выше, чем несколько лет назад. Но ведь то, что изменились требования, не значит, что исчезла необходимость под них подстраиваться. Так что SEO и поисковое продвижение живут и будут жить пока есть поисковые системы. Иначе быть не может!

Более того, в условиях жесткой и постоянно возрастающей конкуренции, из-за чего рекламные каналы становятся все более дорогими (в некоторых нишах даже убыточными), SEO продвижение сайта, как условно бесплатный способ увеличения посещаемости сайта актуален как никогда.

Что точно умерло, так это манипуляция. Прошли те времена, когда довольно простые изменения на сайте давали результат. Часто эти изменения были “серыми” или вообще “черными”, запрещенными. Так что, позволю себе сказать следующее: говорят что “SEO умерло” те, кто привык меньше работать, а больше манипулировать:-).

Как SEO изменилось?

SEO стало сложнее. Сильно сложнее. Сегодня мало провести “обычную” оптимизацию сайта. Сейчас не буду углубляться в то, что такое “обычная” оптимизация — просто для вашего понимания скажу, что есть определенный перечень стандартных работ по SEO оптимизации сайта, которые раньше почти всегда давали хоть какой-то результат. Сегодня, бывает, никакой.

Специалистам приходится проводить дополнительную аналитику, сравнения, эксперименты — искать другие пути роста и развития сайта. Приведу простой пример сравнения: чтобы создать один текст для сайта, сейчас нужно потратить в 10 (10!) раз больше времени, чем 7 или 8 лет назад. Или в 2-3 раза больше, чем 4 года назад. Иными словами, все усложняется, стандарты не работают, по накатанной не получится.

Что именно изменилось?

Я бы разделил все изменения на две группы: те, на которые мы можем (и обязаны!) влиять, и те, которые вне досягаемости специалистов, владельцев, вебмастеров.

Изменения, на которые нельзя повлиять (но можно подстроиться)

1. Монополизация поискового трафика самими поисковыми системами (Google и Yandex)

Все больше трафика перетекает на сайты, принадлежащие поисковым системам. Например, YouTube, Google Maps, Яндекс Карты, Яндекс.Дзен, Яндекс.Кью, Яндекс Услуги и прочие.

2. Изменения в SERP (страница выдачи)

Страница с выдачей результатов поиска сильно изменилась. И речь не про какие-то дизайнерские изменения, а про то, что появилось больше рекламных объявлений, больше разных сервисов, уточнения и ответы на запросы прямо на странице выдачи (без перехода на какой-либо сайт), новые функции и блоки в результатах поиска, и тому подобное. Все это, как и пункт выше, снижает долю трафика “обычных” сайтов.

3. Крупные сайты, агрегаторы, сервисы

Во многих тематиках появились большие ресурсы, сайты-каталоги и агрегаторы, которые предлагают пользователю большой выбор.
Например, введите в поиске Яндекса “база отдыха в ленинградской области”. Вы там не найдете сайтов самих баз отдыха, там будут агрегаторы, у которых собрана внушительная база баз отдыха (извините за тавтологию). И именно таким сайтам поисковые системы стали давать все больше приоритета.

4. Локальное SEO-продвижение

Поисковики научились показывать в первую очередь то, что ближе к местонахождению пользователя. Конечно, это больше касается локального бизнеса.
Например, если у вас салон цветов или кафе, и вы находитесь на севере Санкт-Петербурга, шансы, что вас покажут вверху поисковой выдачи пользователю на юге города — сильно малы. Это, конечно, может и ничего, т.к. через весь город вряд ли кто-то поедет к вам за цветами, но мы просто фиксируем факт:-).

Изменения, на которые влиять можно (и нужно)

1. Требования к контенту

У поисковых систем появились новые алгоритмы, которые нацелены на анализ смысла текста. Важен смысл, а не форма. Вы уже получили памятку “SEO начистоту: что нужно знать, чтобы продвинуть сайт”? Рекомендую вернуться к ней и вспомнить про релевантность и интенты, если вдруг забыли). Именно эти цели преследуют поисковые системы новыми алгоритмами.

Некачественные тексты не работают и могут навредить сайту. И касается это не только переполненных ключевыми фразами текстов (переоптимизированных, спамных текстов), но и просто бесполезных, неинформативных, “водянистых” и “ни-о-чем-ных”, написанных просто, чтобы были.

Нужен качественный, по-настоящему полезный и информативный контент, закрывающий реальные вопросы и потребности пользователей, а не “что написали, то и выложили”. А это подразумевает несколько иной уровень работы и подготовки контента.

2. Требования к ссылочной массе

Ссылочная масса — это совокупность входящих ссылок на сайт (или сумма всех ссылок с любых сайтов Интернета на ваш).

Требования поисковиков к этим ссылкам, по крайней мере на словах, всегда были жесткими. А заключались они в качестве обратных (входящих на продвигаемый сайт) ссылок и способов их добывания.
Но я не случайно выше сказал “на словах”. Потому что оценивать качество ссылок раньше поисковые системы могли не так, как сейчас. Вот и получается, что раньше этим манипулировали (по крайней мере, было проще это делать). Сейчас они стали умнее и довольно легко определяют спамите ли вы ссылками (т.е. получаете ли их какими-то незаконными путями), или действительно ваш сайт нравится людям, и они делятся им в сети (а сайт получает обратные ссылки). Конечно, полная прозрачность тут невозможна и вряд ли вообще будет достигнута, но скачок есть, и он существенный.

Главное, работая со ссылками, нужно помнить, что лучше одна хорошая (с качественного, посещаемого, подходящего по тематике “живого” сайта), чем сто “говноссылок” (простите за выражение) с непонятных и сомнительных ресурсов.
Плюс, влияние внутренних факторов на сегодня сильнее, чем внешних (т.е. ссылки теряют вес, но исключать их все же нельзя).

3. Многогранность

Сейчас, в большинстве случаев, невозможно продвигать сайт сосредоточиваясь только на одном компоненте. Для ясности скажу, что есть несколько групп факторов, влияющих на ранжирование сайта в поисковой выдаче. И если раньше можно было работать только в одном направлении (например, ссылками) и получать результат, то сейчас это практически невозможно. Приходится работать по всем аспектам развития сайта: технические, коммерческие, поведенческие, контент, ссылочная составляющая.

4. Взаимодействие с поисковиками

В связи с тем, что, как говорили выше, все больше трафика поисковые системы присваивают себе (через свои доп. ресурсы), на сегодня является необходимостью взаимодействие с ними.

Что имеется ввиду под взаимодействие с ними?

Если совсем простыми словами, то присутствие во всех их ресурсах, где только можно: Яндекс.Карты, Google Maps, Яндекс.Справочник, Google Мой Бизнес, Яндекс.Услуги, Яндекс.Кью, Яндекс.Маркет, Google Merchant Center, YouTube, и т. д. Тенденция продолжится: они и дальше будут развивать свою сеть ресурсов.

5. Влияние поведенческих метрик на ранжирование

Поисковые системы могут определять уровень удовлетворенности пользователей вашим ресурсом. Через такие параметры, как время, проведенное на сайте, количество посещенных страниц, процент отказов и т.п. Могли и раньше, но сейчас намного лучше. И пользуются этим.

Значимость поведенческих факторов сильно выросла за последние годы. Если каждый второй посетитель уходит с вашего сайта через 15 секунд после перехода туда, первые места ему не видать. И правы ведь поисковики — зачем показывать сайт, который не нравится людям?
Именно поэтому очень важно делать сайт удобным и полезным для людей. Поисковики это тоже оценят.

6. Мобильная адаптация сайта, https и скорость загрузки

Два важнейших технических показателя: скорость загрузки (Core Web Vitals для Google) и мобильная адаптация.

Сайтам-динозаврам, которые грузятся по 15 секунд, и которыми просто невозможно пользоваться на смартфоне, в ТОП явно не попасть. Яндекс и Google говорят про это прямо. Адаптация сайта под мобильные устройства – это уже не рекомендация, а необходимое условие! А медленная загрузка — тем более!

За последнее время к обязательным техническим условиям добавилось еще одно — перевод сайта на защищенный протокол: с http на https.

Что делать сейчас?

1. Работать с контентом. Делать все возможное, чтобы на сайте был только действительно качественный, релевантный, содержательный и полезный аудитории контент.

2. Взаимодействовать с поисковыми системами и агрегаторами: участвовать и подключаться везде, где только возможно. И речь не только про ресурсы поисковиков, но и другие аналогичные тоже.

3. Работать по всем аспектам оптимизации сайта и со всеми факторами продвижения: техническое состояние (!), контент, коммерческие факторы, поведенческие факторы и юзабилити, маркетинг, внешнее продвижение.

4. Обязательно сделать мобильную или адаптивную версию сайта, перевести сайт на защищенный протокол и ускорить загрузку. В некоторых нишах желательно подключить AMP и Турбо-страницы (преимущественно для контентных проектов).

5. Работать над поведенческими факторами сайта: уделять внимание дизайну, навигации, структуре, точкам контакта, шрифтам, цветам и прочим элементам, влияющим на удобство пользования сайтом.

6. С ссылками работать очень внимательно, тщательно оценивать и подбирать доноров. Не закупать ссылки без особого контроля.

7. Если это сайт локального бизнеса, оптимизировать под локальный поиск: добавить адреса, схемы проезда, добавиться на всевозможные карты (яндекс, гугл, 2ГИС), регистрироваться в локальных каталогах и онлайн-справочниках.

Что будет дальше: тенденции дальнейшего развития SEO

1. Оптимизация под пользователя: сосредоточенность на решении его задач, а не выполнение SEO правил.

2. Качественный контент и глубокая текстовая оптимизация под интенты пользователя, а не ключевые фразы.

3. Построение бренда. Нужно заявлять о себе в сети иными способами тоже.

4. Что и кто “стоит за сайтом”. Мало только “вылизывать” сайт. В том числе поисковики будут проводить коммерческую оценку бизнеса в целом.

5. Важность E-A-T (экспертиза, авторитет и надежность) компании и авторов. Особенно по YMYL-запросам (your money your life — запросы, которые касаются жизни и благополучия пользователя).

6. Рост доли голосового поиска (OK Google и Алиса Яндекса). Что в еще большей степени требует глубокую проработку и серьезную подготовку контента.

Друзья, на этом все. Надеюсь, что вы выгодно воспользуетесь информацией.

Автор:

Игор Ивчевски

Специалист по «pre-click & inbound» маркетингу и пользовательскому SEO.
Все публикации автора
Спасибо, что прочли статью! Если сочли её полезной, пожалуйста, поделитесь ссылкой в соцсетях или мессенджерах: