Как провести аудит сайта самостоятельно
Что такое аудит
Аудит сайта — это анализ ресурса, с целью выявить ошибки, мешающие ему занимать более высокие позиции в поисковой выдаче и дать оценку соответствия сайта требованиям поисковых систем. Позволяет оценить текущее положение и формировать стратегию и план работы с сайтом.
Полный аудит сайта: что входит
Обычно все это вместе называют SEO-аудитом. Но мы в своей работе разделяем несколько разных, для более точного и полного анализа.
- Аудит сайта по критическим и базовым параметрам.
- Аудит индексации сайта.
- Технический аудит.
- SEO аудит важных зон.
- Поведенческий аудит (в т.ч. юзабилити).
- Коммерческий аудит.
- Контентный аудит.
- Семантический аудит сайта.
- Ссылочный аудит.
- Маркетинговый аудит.
Как проводят аудиты сайта
Два варианта:
- Комплексный аудит одним инструментом. Это быстрее, практичнее, но проверка ограниченная в рамках функционала инструмента и идей его создателя (т.е. вы не сможете проверить вообще все). Правда, самые важные параметры есть практически у всех серьезных инструментах: Screaming Frog, a.PR-CY, Seranking, Pixel Tools.
- Проверка параметров по пунктам. Предполагает наличие чек-листа со всевозможными показателями которые нужно проверить. Делается разными инструментами, в т.ч. узкоспециализированными. Плюс такого подхода: более полный аудит (тут как раз можно проверить вообще все). Минус — трудозатратно, не факт что всегда будет целесообразно.
Кроме вышеперечисленных инструментов, нельзя забывать про двух самых главных, тк. дают информацию “из первых рук”:
- Яндекс Вебмастер;
- Google Search Console.
Итак, далее задержимся подробнее на каждом виде аудита. Теория текстом, практика — на видео.
Вступайте в мой Телеграм-канал
Рассказываю о том, как малому бизнесу зарабатывать в разы больше денег с помощью интернет-маркетинга и эффективного сайта
Вступайте в мой
Телеграм-канал
Рассказываю о том, как малому бизнесу зарабатывать в разы больше денег с помощью интернет-маркетинга и эффективного сайта
1. Аудит сайта по критическим и базовым параметрам
Аудит сайта по критическим и базовым параметрам – это проверка с целью срочного выявления и исправления критических ошибок, а также выяснению важных базовых параметров.
Критические ошибки и нарушения
- Нарушения правил поисковых систем и наличие фильтров (банов).
- Безопасность сайта (наличие вредоносного ПО).
- Наличие аффилиатов, сателлитов, зеркал и пр. дубликатов сайта.
Базовые параметры
- Региональная привязка.
- SSL-сертификат и защищенный протокол.
- Возраст сайта.
- Региональная привязка – это регион которому, по мнению или по определению поисковой системе, принадлежит сайт. Любому сайту будет сложнее продвигаться в любых других регионах кроме домашнем: локальные или региональные сайты в своём регионе всегда будут иметь преимущество перед другими.
- SSL сертификат и защищенный протокол – гарантия безопасности сайта для пользователей. Наверняка вы замечали, что обычно у сайтов есть значок в виде зеленого замка в строке браузера. Это означает что сайт работает по безопасному протоколу. Это важный момент – и Яндекс и Google официально заявляли, что это является фактором ранжирования и на это они смотрят серьёзно.
- Возраст сайта – это время которое прошло с момента первой индексации сайта поисковыми системами. Чем больше возраст, тем лучше, но это не панацея.
2. Аудит индексации
Это проверка доступности сайта поисковым роботам, его сканирования и индексации страниц (их попадания в базу данных поисковика). Индексация вообще является фундаментом существования сайта в поиске. Проверка индексации подразумевает поиск проиндексированных и не проиндексированных страницах.
Что делаем на практике:
- Проверка индексации в Яндекс.
- Проверка индексации в Google.
- Проверка индексации в программах Screaming Frog Seo Spider и ComparseR.
3. Технический аудит сайта
Это проверка технического состояния сайта. Поисковые системы в нем видят очень важный фактор ранжирования.
На техническое состояние сайта влияют его наполнение, настройки и особенности системы управления сайтом, настройки и особенности сервера (хостинга), и то, как сайт был сделан разработчиком (чистый и правильный код, использование разных технологий, скриптов, плагинов и модулей).
Не все технические факторы при этом имеют одинаковый вес – есть более и менее важные.
Важные части тех. аудита:
- Настройки индексации сайта:
- Настройки кодов ответа сервера (хостинга).
- Переадресации (редиректы) и дубли страниц на сайте.
- Наличие и правильность служебных файлов (robots.txt, sitemap.xml).
- Скорость загрузки сайта.
- URL адреса и структура сайта.
- Правильная кодировка, валидность кода.
- Защищенный протокол HTTPS.
- Мобильная адаптивность сайта.
После аудита
Что делать и как организовать работу над технической оптимизации сайта после проведения аудита — 3 этапа:
- Файл с результатами аудита.
- ТЗ на доработки по аудиту.
- Постановка задачи тех. специалисту.
На основе файла с результатами аудита создаем техническое задание и ставим задачу техническому специалисту (верстальщику, программисту).
4. SEO аудит сайта
Повторюсь: в общепринятом понимании, SEO аудит может включать вообще все аудиты, о которых мы сейчас говорим.
Для наглядности и лучшего понимания мы выделяем проверку узких SEO параметров и важных зон сайта и его страниц (с точки зрения поисковой системы) в отдельный аудит.
На практике технический и SEO аудит можно выполнять одновременно, т.к. большинство инструментов и проверок пересекаются.
Важные зоны страниц сайта:
- title (заголовок страницы);
- Н1 (заголовок текста);
- h2-h6 (подзаголовки текста);
- description (краткое описание страницы);
- alt и title для картинок;
- keywords (ключевые слова);
- теги и , и (выделения в тексте жирным и/или курсивом).
5. Коммерческий аудит
Коммерческий аудит – проверка сайта на наличие и соблюдение на нем т.н. коммерческих факторов ранжирования.
Есть две группы коммерческих факторов: информация о компании и коммерческие условия.
Информация о компании:
- Информация о компании, в т.ч. юридическая, банковские реквизиты и т.д.
- Контактные данные (разные: адреса, телефоны, мессенджер, соцсети и пр.).
- Социальные доказательства (отзывы, лицензии, сертификаты, клиенты).
- Иная информация о компании, бренде, проекте.
Коммерческие условия:
- Цены (или ценовая политика).
- Условия работы (оплата, доставка, гарантии, сроки, пр.).
- Ассортимент товаров и/или матрица услуг.
- Коммерческий функционал сайта.
Чек-листы проведения коммерческого аудит
Чек-лист с полным списком коммерческих факторов сайта интернет-магазина.
Чек-лист с полным списком коммерческих факторов сайта услуг.
6. Поведенческий (юзабилити) аудит
Поведенческий аудит сайта – это оценка готовности сайта к максимально возможном активном поведении пользователей и взаимодействии с ним. В более узком смысле, это оценка удобства пользования сайтом.
Часто этот аудит называют “юзабилити аудитом”. Я же считаю, что юзабилити – это только часть поведенческого аудита, и в его рамках мы юзабилити и будем оценивать.
Что влияет на поведение пользователей:
- Дизайн и оформление.
- Навигация по сайту.
- Информативность и наполнение.
- Use Ability (удобство пользования) и UX (user experience, пользовательский опыт).
- Точки контакта и взаимодействие с пользователями.
- Техническая адаптация сайта:
- Адаптивная или мобильная верстка.
- Кроссбраузерная верстка.
- Кликабельность сниппетов (внешнее поведение пользователей).
7. Контентный аудит
Контентный аудит – это проверка контента на сайте (в первую очередь тексты) на соответствие разным критериям. Вообще, это задача не более поздних этапах продвижения сайта, при оптимизации каждой страницы по отдельности.
На этапе проведения аудитов нужно только убедиться что в контенте на сайте нет критических ошибок и недоработок:
- Они уникальные, а не “позаимствованные”.
- Информативные, полезные, соответствуют задачам и потребностям пользователей, а не водянистые и “чтобы просто были”.
- Содержат ключевые слова, но не перегруженные ими.
- Отформатированные: заголовки, подзаголовки, абзацы, списки, и т.п. Словом — читабельные и визуально хорошо воспринимаются.
8. Аудит семантической структуры сайта
Семантическая структура – это максимально широкая, продуманная структура сайта, отражающая спрос в тематике.
Если на вашем сайте не предусмотрена структура, которая бы охватила весь спрос в вашей нише, то часть потенциальных клиентов изначально остается недосягаемой (т.е. нет возможности привлечь их на сайт).
В таком случае, даже при идеальном сочетании всех остальных факторов, сайт далек от возможного максимума. Значит, нужно иметь семантическую структуру сайта, которая обеспечит максимальный охват потенциальной аудитории и спроса в нише.
Она должна быть такой, что в ней будет предусмотрены разделы/ категории/страницы для разных сегментов спроса и аудитории — соответственно семантическому ядру и его кластеризации (группированием). При этом, очень важно чтобы она была выполнена иерархически грамотно и логично.
Именно на наличие такой структуры и проверяем сайт на данном этапе.
Для справки: семантическое ядро – это список ключевых фраз или поисковых запросов, которые актуальны в вашей тематике (т.е. фразы, которые используются интернет пользователями в поиске ваших товаров, услуг, предложений). Этих фраз может быть от нескольких десятков (в очень узких тематиках, и это на самом деле редко), до нескольких тысяч (и даже нескольких десятков тысяч, для больших тематик). Правда, для создания семантической структуры сайта не обязательно собирать всех, достаточно иметь фразы верхнего уровня.
9. Ссылочный аудит сайта
Цель ссылочного аудита – выяснить насколько ссылки являются важным фактором в тематике и насколько продвигаемый сайт уступает (или не уступает) топовым конкурентам.
На практике нужно сделать:
- Поиск топовых конкурентов (прямых).
- Сравнительный анализ ссылочных масс.
10. Маркетинговый аудит сайта
Цель маркетингового аудита — анализ и определение маркетинговой готовности сайта. Не путать с наличием коммерческих факторов!
Если говорить по простому, коммерческие факторы — это только про наличие цены и иных коммерческих условий на сайте. Какими бы они ни были.
Маркетинг, это про конкурентоспособность предложения: про то, насколько эти условия упакованы, сформулированы и описаны так, чтобы отличались от конкурентов и представляли выгоду и интерес для аудитории. Если совсем коротко, чтобы было понятно, почему стоит выбрать вас.
А как изменится бизнес, если ваш сайт найдет и о вас узнает в 5-10-15 раз больше потенциальных клиентов?
Обсудить ваш проект можно:
по телефону:+7 911 206 00 60;
в WhatsApp: +7 911 206 00 60;
в Telegram: https://t.me/Ivchevski;
по e-mail: igor@ivchevski.ru;
при встрече (в Санкт-Петербурге).
Большой план продвижения тут.
От сайта мало пользы, если он не приносит клиентов каждый день!
Ивчевски Игор, специалист по “pre-click & inbound”
маркетингу в Интернете.
Задать любой вопрос или заказать услугу Вы можете через форму:
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с “Правилами обработки персональных данных”
Еще поизучать
Услуги:
Комплексный маркетинг
ОТ 25 ТЫС. РУБПродвижение сайта
ОТ 15 ТЫС. РУБСоздание сайтов
ОТ 20 ТЫС. РУБКонтекстная реклама
ОТ 15 ТЫС. РУБИндивидуальные консультации
ОТ 10 ТЫС. РУББизнес концепции
ОТ 10 ТЫС. РУБ