15 правил сильного информационного текста

1. Неизбыточный

Текст должен быть без воды вообще!
Текст должен иметь смысл и нести пользу. Все, что не представляет ценную информацию или значимый факт – лишнее.

Примеры воды в тексте:

  • «Удаленная работа отличается от ежедневного посещения офиса» – нет никакой ценной информации, банальный общеизвестный факт. «Она всегда нацелена на результат» – а обычная работа не нацелена на результат?
  • «Продвижение VIP – высокоточное продвижение вашего сайта, целиком и полностью оправдывающее свое название, ведь его выбирают персоны, уважающие себя. Высококвалифицированные специалисты компании проанализируют ваш сайт до мельчайших подробностей и точно найдут проблемы на нем, из-за которых вы теряете клиентов. Наша концепция, наработанная годами, полностью соответствует высоким требованиям сегодняшнего SEO». Слов много, смысла ноль.
  • «Квадроцикл – это мототранспортное средство на 4 колесах». Таких банальных определений быть не должно! Объяснить сложное, спорное понятие можно. Особенно, когда это необходимо для понимания и раскрытия темы. Но именно сложное или спорное, а не общеизвестное.
  • «Сенсорная моторика – это то, что очень важно для развития речи». А если без «это то»? Для чего эта фраза? Лучше «Сенсорная моторика очень важна для развития речи».
  • «Оформить страховку не составит труда». Вообще такого не должно быть. Нет в предложении никакой важной информации или ценности.

Текст должен решать задачу пользователя. Информация, которая этому не способствует – уже избыточная, даже и если это «не вода»!

Например, в теме «как продвинуть сайт самому» избыточной может быть информация о том, что такое HTML-код, языки программирования, CSS стили и т.п. Это и очень ценная, и близкая к теме информация, но разобраться в этом не входит в задачи пользователя, намерения у него другие.

Важное замечание: неизбыточный, не значит, что текст должен быть сухим и безэмоциональным. Нужно найти баланс.

 

2. Написан простым языком (в тексте нет сложных фраз)

Все написано простым, понятным языком, простыми (а не сложными или длинными) речевыми оборотами. У пользователя:

  • не должны возникать вопросы «что это». Если используется профессиональный жаргон (а он иногда необходим, чтобы подчеркнуть экспертность), всегда нужно дополнительно объяснить, «перевести» на простой язык;
  • не должна возникнуть необходимость перечитывать еще раз, потому что не понял о чем речь с первого раза (из-за сложного или длинного предложения).

Сложные предложения:

  • «Он настолько виртуозно парковался задом, что водители стоящих рядом на парковке машин хватались за сердце, когда видели, как он, не сбавляя газ и сделав замкнутую петлю на узком пятачке, на расстоянии 5 сантиметров от соседней машины занимал парковочное место».
  • «В результатах SERP находятся только максимально релевантные URL-документы, значения текстовой релевантности которых, рассчитанных по алгоритму BM25, ранжируются высоко».

Простые предложения:

  • «Он виртуозно парковался задом. Водители стоящих рядом машин хватались за сердце, наблюдая за его трюками. На узком пятачке он делал петлю, не сбавляя газа, и занимал место в 5 сантиметрах от соседней машины».
  • «В ТОП-10 поиска Яндекса попадают сайты, которые, по оценке поисковой системы, лучше отвечают на запрос пользователя».

В тексте используются упрощенные обороты.
Копирайтеру в текстах не нужно быть «умным», нужно быть понятным.

  • Не «минимизация ментальных усилий», а «меньше думать».
  • Не «мероприятие для тех, кто занимается SEO-оптимизацией веб-ресурсов», а «собрание специалистов по продвижению сайтов».

 

Вступайте в мой Телеграм-канал

Рассказываю о том, как малому бизнесу зарабатывать в разы больше денег с помощью интернет-маркетинга и эффективного сайта

Вступайте в мой
Телеграм-канал

Рассказываю о том, как малому бизнесу зарабатывать в разы больше денег с помощью интернет-маркетинга и эффективного сайта

3. Без стоп-слов и паразитов

Стоп-слова и фразы-паразиты (канцеляризмы, вводные, штампы, заумные слова, отглагольные и т. п.) исключаются полностью.

Пример использования слов-паразитов:

«Вдобавок ко всему выяснилось, что вакансия, на самом деле, была закрыта. Вернее сказать, они уже нашли специалиста».

Это же предложение без слов-паразитов:

«Выяснилось, что вакансия закрыта – они уже нашли специалиста».

 

4. Без спама

Ключевые слова и фразы органично вписаны в предложения, согласованы в роде, числе, падеже. Предложения при этом несут смысл.

Неправильно:

«Удаленная работа как начать?».

Правильно:

«Как начать удаленную работу?».

 

5. Без ошибок и опечаток

В тексте вообще не должно быть каких-либо ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных, стилистических, опечаток. Проверяйте, пожалуйста, текст – сервисов много.

 

6. Текст целостный, развивается логично и связно

Текст развивается логично, последовательно, без перескоков по смыслу, а с плавными, незаметными и логичными переходами от мысли к мысли, от темы к теме.
Каждое предложение/абзац – логическое продолжение предыдущего.

Пример нецелостности, непоследовательности, с резкими, а не плавными переходами:

«Одним из способов заработка является фриланс. Но планируя работать дома, необходимо детально разобраться, как выбрать удаленную работу. Современный рынок труда предоставляет множество вариантов трудоустройства».

Несколько различных мыслей пересекаются. Фриланс и удаленная работа – не одно и то же. Тут они напутаны, нелогично связаны. Сначала нужно закончить мысль о фрилансе, объяснить или описать разницу. Потом сказать, что для желающих работать из дома возможности на рынке есть. Потом – как выбрать.

Как было бы логичнее:

«Планируя работать дома, стоит разобраться в вариантах. Фриланс – когда работают на себя и выполняют разные задания или проекты одному или нескольким заказчикам. Удаленная работа – обычная, наемная работа с окладом, но не в офисе работодателя. Чтобы выбрать тип заработка, стоит…».

 

7. Текст должен быть удобочитаем

Правильная ритмика текста – сочетание коротких, средних и длинных предложений. Длинных меньше и позже всего. Но важно, чтобы предложения разной длины меняли друг друга, как на скриншоте ниже.

Каким должен быть текст

Также в тексте должны отсутствовать слишком большие абзацы. Короткие (1-2 предложения) – можно, но нечасто. Оптимальное количество предложений в абзаце: 5 – 10. Оптимальное количество слов в предложении: 6 – 15.
Одно предложение – одна мысль. Одна идея или тема – один абзац. Нельзя вставлять несколько мыслей в одно предложение. Как и несколько тем в один абзац.

 

8. В тексте используются заголовки и подзаголовки

В тексте соблюдается структура и иерархия. Она отражена заголовками и подзаголовками (Н1 – Н6).

Заголовки должны быть простыми и точными. Да, креативить можно, заголовки должны быть цепляющими, интересными. Но в первую очередь они должны быть релевантными: точно отражать содержание той части текста, которую оглавляют.
Иными словами, нужно находить баланс между креативностью и точностью (релевантностью) заголовка.

В заголовке Н1 использована главная ключевая фраза, в остальных заголовках – другие ключевые и тематические слова и отсутствуют лишние обороты, необязательные слова.

В конце заголовка точка не ставится (редко допускается знак «?» и «!»).

Примеры заголовков:

Плохо: «Что надо знать каждому о видах пенсионных выплат».
Хорошо: «Виды пенсионных выплат».
Отлично: «5 видов пенсионных выплат».

Плохо: «От теории к практике: SEO-шником становись!».
Хорошо: «Как правильно выполнять SEO-оптимизацию сайта».
Отлично: «Как правильно выполнять SEO-оптимизацию сайта: 10 шагов»

 

9. Текст отформатирован

Текст разделен на логические части и абзацы. В тексте, кроме основной части, присутствуют: краткое введение, тело статьи, якорная навигация, заключение и выводы.

В вводной части необходимо написать, о чем расскажем в статье, какие вопросы будут затронуты, что читатель узнает, прочитав статью. Она не должна быть громоздкой, но должна удержать внимание читателя.

В тексте используются маркированные/нумерованные списки, таблицы (когда уместно). Есть выделенные блоки с полезной, важной информацией: «Важно!», «Обратите внимание!», «Нужно знать!», «Это интересно» и т. п.

Соблюдается единый стиль форматирования текстов: знаки пунктуации, списки, заголовки (заголовки разного уровня отличаются между собой, заголовки одного уровня – одинаковые).

 

10. Текст полезен и решает задачу (самое важное)

Текст затрагивает проблемы и потребности конкретной аудитории. Он учитывает намерения аудитории (релевантен интентам), полностью строится вокруг них и помогает решить задачу.

Текст по-настоящему полезен читателю. После прочтения пользователь должен осознать, что узнал что-то новое, нужное и полезное. Чем больше, тем лучше. Текст ради слов, прочитав который не станешь умнее и информированнее, – ни к чему.

 

11. Текст раскрывает тему полностью

Текст должен:

  • Соответствовать базовым намерениям пользователя.

Пример 1:

Пользователь искал «как выбрать удаленную работу». Очевидно, его главное намерение – узнать, КАК выбрать профессию или способ для удаленной работы. Ответ на этот вопрос в тексте обязательно должен быть.

Пример 2:

Запрос «обучение SEO». Пользователь дал понять, что готов обучаться SEO и на данном этапе, скорее всего, ищет, где учиться. Рассказывать ему сейчас, что такое SEO – бессмысленно. Он это знает, если решил этому обучиться. Его намерения другие. Это, скорее, коммерческий запрос, и тут нужно предложить курс, а не вещать о том, какое SEO прекрасное.

  • Дать расширенный ответ на запрос пользователя.

Это значит, что нужно к основному тезису, если говорить о примере выше, рассказать про все возможные способы удаленной работы и заработка.

Пример расширенного ответа:

Пользователь ввел в поисковой строке «канализация для загородного дома цена». Если мы исходили бы только от принципа точного ответа базовому запросу, можно было бы написать, что канализация под ключ стоит 100 тыс. руб. и все. Но так не бывает. Очевидно, что у пользователя есть еще вопросы, хоть он их в своем запросе и не задал: какие септики использует компания, сроки изготовления, гарантии, опыт, какие-то дополнительные рекомендации и т. п. Это будет полный ответ.

 

12. Факты и фактчекинг

Нужно использовать конкретные цифры и факты всегда и везде, где это возможно.
В тексте должна быть исключительно достоверная информация, а не «взятая с потолка» (в т.ч. из первых попавшихся «открытых источников»).
Иными словами, информацию нужно проверять!

 

13. Текст не должен быть сухим, скучным

Допускается добавить эмоциональности, подключить читателей к размышлению. Для этого можно использовать следующие фразы: «Согласны?», «Да ведь?», «Теперь давайте поговорим о…».

Хорошим заключением могут стать фразы:

  • «А вы как думаете? Поделитесь мыслями в комментариях»;
  • «Что вы скажете по этому поводу?».

Нужно общаться с читателем. Но не переборщить – не более 2-3 раз за текст.

Отталкивайтесь от темы статьи и сайта, для которого пишете. Далеко не
всегда уместны эмоциональные вставки, вопросы. В некоторых тематиках нужен
действительно сухой, безэмоциональный текст.

Один из самых простых способов сделать текст нескучным – конкретика. По возможности, конкретика в цифрах. Не «быстро продвинуть сайт», а «продвинуть сайт за 2-3 месяца», не «высокая стоимость заявки», а «стоимость заявки выше 1 000 руб. при средней стоимости услуги 1 500 руб.».

 

14. Текст не должен быть шаблонным

В тексте нужно избегать шаблонов и стандартных выражений. Нужно не просто писать иными словами, а использовать иной подход.

Например, когда говорят о том, кто ваша целевая аудитория, все пишут как на скрине ниже.

Какая должна быть целевая аудитория

Можно менять слова и выражения сколько угодно, вместо «клиента» писать «аудитория», вместо «сомнения» – «страхи», это все равно будет повторением.

Лучше поменять подход:

  • Кто это будет читать?
  • Что он хочет узнать, какая перед ним задача?
  • У вас есть решение для этой задачи? Какое?
  • Какие он вам может задать вопросы?

Смысл сказанного не изменился, а пишут так гораздо меньше.

 

15. Текст должен быть оптимизирован

Уникальность текста не менее 90% по Адвего.
В тексте использованы все заданные ключевые и тематические слова.

ВАЖНО: ключевые слова и фразы органично вставлены в предложение, согласованы в роде, числе, падеже.

 

Заключение

Помните: сильный текст получается не при написании, а при редактировании. Делать статью в несколько заходов — это нормально.

Обязательно проверяйте свои тексты на соответствие требованиям выше и редактируйте свои тексты.
Лишнее – убрать, длинное – сократить, сложное – упростить или объяснить.
Тему раскрыт, пользу и факты – добавить.

А как изменится бизнес, если ваш сайт найдет и о вас узнает в 5-10-15 раз больше потенциальных клиентов?

Маркеры и семантическая структура сайта

Обсудить ваш проект можно:

Большой план продвижения тут.

От сайта мало пользы, если он не приносит клиентов каждый день!

Ивчевски Игор, специалист по “pre-click & inbound”

маркетингу в Интернете.

Задать любой вопрос или заказать услугу Вы можете через форму:

Отправляя заявку, вы соглашаетесь с “Правилами обработки персональных данных”

Автор:

Игор Ивчевски

Специалист по «pre-click & inbound» маркетингу и пользовательскому SEO.
Все публикации автора
Спасибо, что прочли статью! Если сочли её полезной, пожалуйста, поделитесь ссылкой в соцсетях или мессенджерах: